|
|
|
УЧИМСЯ ЖИТЬ НА ЗЕМЛЕ
Российский адвокат №4.
Размышления об уроках граждановедения |
|
Меня волнует Будущее. Там, в будущем,
наши дети станут взрослыми, и очень многое будет зависеть от того, как
они сегодня смотрят на мир, свое место в нем. Моя задача как учителя
заложить в их славные головки основы гражданственности, правовых знаний.
Именно я призвана объяснить им, что такое Государство, Семья, Экономика,
Реформы.
...Идет урок. Прошу ребят обменяться
собственными представлениями о правах, свободах Личности в нашем
государстве. Дискуссия бурная продолжалась и на перемене, и после
уроков. Не меньший, если не больший ажиотаж и при попытках
самостоятельного толкования таких понятий, как Совесть, Честь,
Гуманность, Справедливость, Гражданственность, Закон.
|
|
|
Открытые, порой
наивные, но всегда честные ребячьи суждения - наглядное свидетельство
того, насколько серьезно относятся наши дети к собственному становлению.
Основы правоведения, так же, как прописи для письма или счетные палочки
для математики, открывают перед ребенком мир знаний, вводят будущего
гражданина в реальную жизнь. Дети знакомятся с формами устройства
государств и формами правления в них, с проблемами общественного
развития, армии, судов, реформ, инфляции...
Уроки граждановедения в школе - это родники,
истоки полноводных рек морали, права, обществоведения, истории,
экономики, философии, психологии, логики. На них прививаются уважение к
правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье,
великой и героической истории страны, гражданское самосознание,
патриотические чувства сопричастности судьбам Отечества, без чего
немыслимы духовное возрождение общества, восстановление величия страны.
Конечно, время, отведенное в школьной
программе на граждановедение, и время, отпускаемое на становление
личности, величины переменные и разные, но в их сравнении особенно
наглядно проявляется краткость «официального» процесса обучения юного
поколения главным основам правового опыта человечества. Это лишь
маленькая капля в жизненном океане знаний, и потому требования к уровню
преподавания, использованию современных педагогических технологий, к
опыту, мировоззрению, готовности учителя постоянно
самосовершенствоваться особенно высоки. Учителю вместе с учащимися
необходимо всегда быть в творческом поиске, объединившись, активно
добывать необходимые знания - только тогда они становятся опорой
мировоззрения.
|
|
|
У себя в школе мы практикуем моделирование
различных правовых ситуаций, предоставляем ребятам самим находить
правильные решения. Например, тебя с приятелями милиция обвинила в
нарушении общественного порядка, хотя ничего подобного не было. Что
делать? Куда обратиться? Как вести себя в дальнейшем?.. В ролевых и
деловых играх, в тренингах дети не боятся высказывать свои суждения,
осваивают различные стили и способы общения, деловую этику, учатся
согласованию точек зрения, выбору наилучших вариантов поведения. Игры и
тренинги дают учащимся реальную возможность проверить полученные знания,
закрепить навыки внимательного и уважительного отношения к правозакону.
|
|
|
Но, конечно, можно слушать и не слышать,
смотреть и не увидеть. Вовсе не значит, что, хорошо ответив на уроке в
школе в соответствии с программным материалом, учащийся через некоторое
время не выбросит из памяти весьма существенные, но не оцененные им
лично, как необходимые, не понятые всей душой полезные знания и
ориентиры. Часто мы, взрослые, в суете повседневности забываем о том,
что дети сначала во всем берут с нас пример, но, вырастая, отбрасывают
то, что не нравится и, не получив что-то взамен, заполняют
образовавшуюся пустоту чем попало.
И потому реальная работа со школьниками
должна концентрироваться до такой степени, чтобы возникало чувство
душевного слияния, позволяющего буквально чувствовать время, ощущать
вечные общечеловеческие ценности. Мы с моими учениками так представляем
главные ценностные ориентиры формирования личности:
Земля - общий дом человечества,
вступившего в новую цивилизацию XXI века, обиталище людей и живой
природы.
Отечество - единственная, уникальная для человека Родина, данная
ему судьбой, доставшаяся от его предков.
Семья - начальная структурная единица общества, первая
человеческая общность ребенка и естественная среда его обитания и
развития.
Труд - основа человеческого бытия, вид деятельности, выделяющий
человека из животного мира.
Знания - результат разнообразного и прежде всего творческого
труда, мощное средство развития личности.
Культура - духовное и материальное богатство, накопленное
развитием человеческих цивилизаций.
Мир - покой и согласие между людьми народами и государствами,
главное условие существования Земли и человечества.
Человек - высшая, абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель,
объект, субъект и результат воспитательной работы.
Выстраивается такая вот «лесенка»:
Я -
ребенок
член семьи
ученик школы
житель округа
москвич
гражданин России
житель планеты Земля
На каждой ступеньке этой «лесенки» -свои
правила, свои законы. Знания законов всегда нужны каждому гражданину. Но
сейчас, по мере продвижения к правовому государству, потребность в
правовой подготовке подрастающего поколения встает особенно остро.
Возрастает роль юридического всеобуча, цель которого -формирование
личности в духе правдолюбия, честности и справедливости, уважения
индивидуальности, почтения к труду, глубокого чувства ответственности за
свои поступки и поведение, воспитание самостоятельности.
Я верю, что каждый мой ученик сможет стать
свободной личностью с высоким уровнем самосознания и гражданственности.
Чувство собственного достоинства и самоуважения позволяет каждому быть
честным, самостоятельным и ответственным за свои поступки.
Вступая во взрослую жизнь, уверена,
выпускники школы будут всегда понимать: Родина начинается с каждого из нас!
Наталья АРХИПЕНКО,
учитель граждановедения и обществознания школы №346
|
|
|