Пресса > УЧИМСЯ ЖИТЬ НА ЗЕМЛЕ

Дата:      Время:  0:0:0

УЧИМСЯ ЖИТЬ НА ЗЕМЛЕ

Российский адвокат №4.

Размышления об уроках граждановедения

Меня волнует Будущее. Там, в будущем, наши дети станут взрослыми, и очень многое будет зависеть от того, как они сегодня смотрят на мир, свое место в нем. Моя задача как учителя заложить в их славные головки основы гражданственности, правовых знаний.

Именно я призвана объяснить им, что такое Государство, Семья, Экономика, Реформы.

...Идет урок. Прошу ребят обменяться собственными представлениями о правах, свободах Личности в нашем государстве. Дискуссия бурная продолжалась и на перемене, и после уроков. Не меньший, если не больший ажиотаж и при попытках самостоятельного толкования таких понятий, как Совесть, Честь, Гуманность, Справедливость, Гражданственность, Закон.

Открытые, порой наивные, но всегда честные ребячьи суждения - наглядное свидетельство того, насколько серьезно относятся наши дети к собственному становлению. Основы правоведения, так же, как прописи для письма или счетные палочки для математики, открывают перед ребенком мир знаний, вводят будущего гражданина в реальную жизнь. Дети знакомятся с формами устройства государств и формами правления в них, с проблемами общественного развития, армии, судов, реформ, инфляции...

Уроки граждановедения в школе - это родники, истоки полноводных рек морали, права, обществоведения, истории, экономики, философии, психологии, логики. На них прививаются уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье, великой и героической истории страны, гражданское самосознание, патриотические чувства сопричастности судьбам Отечества, без чего немыслимы духовное возрождение общества, восстановление величия страны.

Конечно, время, отведенное в школьной программе на граждановедение, и время, отпускаемое на становление личности, величины переменные и разные, но в их сравнении особенно наглядно проявляется краткость «официального» процесса обучения юного поколения главным основам правового опыта человечества. Это лишь маленькая капля в жизненном океане знаний, и потому требования к уровню преподавания, использованию современных педагогических технологий, к опыту, мировоззрению, готовности учителя постоянно самосовершенствоваться особенно высоки. Учителю вместе с учащимися необходимо всегда быть в творческом поиске, объединившись, активно добывать необходимые знания - только тогда они становятся опорой мировоззрения.

У себя в школе мы практикуем моделирование различных правовых ситуаций, предоставляем ребятам самим находить правильные решения. Например, тебя с приятелями милиция обвинила в нарушении общественного порядка, хотя ничего подобного не было. Что делать? Куда обратиться? Как вести себя в дальнейшем?.. В ролевых и деловых играх, в тренингах дети не боятся высказывать свои суждения, осваивают различные стили и способы общения, деловую этику, учатся согласованию точек зрения, выбору наилучших вариантов поведения. Игры и тренинги дают учащимся реальную возможность проверить полученные знания, закрепить навыки внимательного и уважительного отношения к правозакону.

Но, конечно, можно слушать и не слышать, смотреть и не увидеть. Вовсе не значит, что, хорошо ответив на уроке в школе в соответствии с программным материалом, учащийся через некоторое время не выбросит из памяти весьма существенные, но не оцененные им лично, как необходимые, не понятые всей душой полезные знания и ориентиры. Часто мы, взрослые, в суете повседневности забываем о том, что дети сначала во всем берут с нас пример, но, вырастая, отбрасывают то, что не нравится и, не получив что-то взамен, заполняют образовавшуюся пустоту чем попало.

И потому реальная работа со школьниками должна концентрироваться до такой степени, чтобы возникало чувство душевного слияния, позволяющего буквально чувствовать время, ощущать вечные общечеловеческие ценности. Мы с моими учениками так представляем главные ценностные ориентиры формирования личности:
Земля - общий дом человечества, вступившего в новую цивилизацию XXI века, обиталище людей и живой природы.
Отечество - единственная, уникальная для человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков.
Семья - начальная структурная единица общества, первая человеческая общность ребенка и естественная среда его обитания и развития.
Труд - основа человеческого бытия, вид деятельности, выделяющий человека из животного мира.
Знания - результат разнообразного и прежде всего творческого труда, мощное средство развития личности.
Культура - духовное и материальное богатство, накопленное развитием человеческих цивилизаций.
Мир - покой и согласие между людьми народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.
Человек - высшая, абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, объект, субъект и результат воспитательной работы.

Выстраивается такая вот «лесенка»:

Я -
ребенок
член семьи
ученик школы
житель округа
москвич
гражданин России
житель планеты Земля

На каждой ступеньке этой «лесенки» -свои правила, свои законы. Знания законов всегда нужны каждому гражданину. Но сейчас, по мере продвижения к правовому государству, потребность в правовой подготовке подрастающего поколения встает особенно остро. Возрастает роль юридического всеобуча, цель которого -формирование личности в духе правдолюбия, честности и справедливости, уважения индивидуальности, почтения к труду, глубокого чувства ответственности за свои поступки и поведение, воспитание самостоятельности.

Я верю, что каждый мой ученик сможет стать свободной личностью с высоким уровнем самосознания и гражданственности. Чувство собственного достоинства и самоуважения позволяет каждому быть честным, самостоятельным и ответственным за свои поступки.

Вступая во взрослую жизнь, уверена, выпускники школы будут всегда понимать: Родина начинается с каждого из нас!

Наталья АРХИПЕНКО,
учитель граждановедения и обществознания школы №346

© Средняя школа № 346 г. Москвы, 1997-2002, 2003, 2004