Пресса > КАК ЖИВЕШЬ, ПОДШЕФНАЯ?

Дата:      Время:  0:0:0

КАК ЖИВЕШЬ, ПОДШЕФНАЯ?

КРАСНОЕ ЗНАМЯ № 25 (2309)

Газета трудового коллектива завода САМ

Г.А.: В школе в этом году появился класс психологической поддержки. В нем занимается 14 ребят. Как он возник? В прошлом году некоторые ребята в возрасте 13—14 лет часто убегали с уроков, и учителям приходилось их вылавливать в туалетах и на чердаках. Поэтому 10 человек в прошлом году нам пришлось в связи с этим отчислить из школы. Это особо трудные дети, которые не только убегали с уроков, но и приносили всевозможный материальный ущерб школе. С некоторыми такими ребятами учителя, свободные от уроков, занимались в учительской, чтобы дать возможность работать другим детям.

Кто же эти дети, которые не могут заниматься в обычном классе, это, как правило, ребята, которые перенесли в семье какую-то драму: это неполная семья или пьяница-отец и т. п. Вот и пришли мы к выводу, что для таких детей необходимо создать отдельный класс.

И официально нас поддержали. Нам повезло с учителем, который занимается с этими ребятами большую часть дня. Причем получается, что это учитель-многостаночник. Он один ведет несколько предметов: географию, биологию, химию, а математику и русский преподают уже другие.

Сначала было некоторое неприятие этого класса со стороны родителей, но мы сумели доказать, что в группе из 14 человек детям будет уделяться больше внимания, и можно программу обучения перестроить в зависимости от того, как она воспринимается учениками. Очень важно, что эти ребята начали работать на уроках, они стали понимать то, что ими раньше трудно воспринималось, потому что в большом классе учителю труднее дойти до каждого.

В этом году у нас организовано 4 таких класса — два в начальной школе и два в среднем эвене. Почему мы назвали «класс психологической поддержки»? Потому что к этим детям нужен особый подход, нужно относиться к ним более внимательно. Можно сказать, что эти классы дают неплохие результаты.

Есть у нас еще один маленький по численности класс. Он был полностью переведен из другой школы. Дети всегда с трудом акклиматизируются в другой среде, и мы решили не распределять их по классам, а сохранить его таким маленьким. Результат оказался хорошим, проблем с этим классом мало.

И еще об одном новшестве в школе. Впервые в этом году учащиеся 11-х классов будут сдавать экзамены по астрономии и иностранному языку в декабре 1991 года. Это стало возможным благодаря специальной программе, сделанной для того, чтобы уменьшить нагрузку выпускникам школы весной.

Корр.: Есть ли у вас классы трудового воспитания, и какие профессии в них осваивают?

Г.А.: Да, такие классы у нас были, но сейчас мы несколько отошли от этого. Мы сначала начали очень здорово трудиться вместе с вашим заводом, и я даже забрала детей из учебно-производственного комбината, что вызвало некоторое неудовольствие нашего руководства, но мы пошли на это, так как у нас очень хорошо оснащены мастерские, и ребята осваивали специальности прямо в школе.

Раньше школьники по окончании 8-го класса получали документ, где было написано, что они освоили определенную специальность и проявили себя как хорошие или отличные работники. Они очень дорожили этим свидетельством. В прошлом году учитель труда немного отпустил вожжи и дело пошло на спад. Сейчас другой учитель труда и мы пробуем решить вопрос о школьном кооперативе, где учредителями будут являться завод и школа. Завод нам сделал прекрасный радиомонтажный участок, на котором ребята могли бы работать. Планы у нас в связи с этим большие, но с детьми должен кто-то работать, для этого нужны мастера и им нужно платить, а значит должен быть какой-то изначальный капитал. Для этого потребуется около 20 тыс. руб.

Этот кооператив очень бы помог школе, а то ребятам приходится искать работу на стороне, и иногда это приводит к печальным результатам. Так мальчик из нашей школы, который мыл у светофора машину, попал под колеса и сейчас лежит в больнице.

На оборудовании наших мастерских мы могли бы делать нужные всем вещи. Мы уже нашли себе работу — делать детали для люстр и проводить их сборку.

Но пока это мечты. У нас есть Устав, есть учредительный договор, но нужно все документы утверждать. Думаю, что это мы сделаем к новому учебному году, тем более что директор завода В. Н. Воронов отнесся с большим пониманием к этому вопросу и выделил школе необходимые средства.

Кооператив даст возможность не только заработать ребятам, но и использовать некоторые средства для нужд школы, да и в целях воспитания это играло бы большую роль.

Корр.: Сейчас молодежь заражена вирусом бизнеса. Как ваши ребята относятся к этому?

Г.А.: В этом году мы ввели факультатив «школа бизнеса» для 10-х классов. Сначала ребята загорелись: все за, хотим стать бизнесменами. Но прошло несколько занятий, и наши ребята остыли. Лекции были достаточно серьезными, так как их читали преподаватели Института экономических стратегий, и они обкатывали на нас свою программу, а ребятам хотелось сразу же научиться бизнесу.

Это не значит, что лекции были неинтересными.

В школе № 345 эти занятия продолжаются и пользуются успехом, но, вероятно, это связано с тем, что там школа с математическим уклоном и подобный материал легче воспринимается. А у нас школа обыкновенная.

Пытаемся мы развивать ребятишек и самого раннего возраста (с первого класса) — ввели иностранный язык, но делать школу специализированной не собираемся, так как не все дети обладают способностью к языкам. Просто считаем, что с раннего возраста язык легче запоминается и это влияет на общее развитие детей.

Проводя эксперимент, мы одни из первых в районе ввели изучение информатики с 6-го класса. Мы почувствовали, что это многим ребятам интересно.

И пусть компьютеры у нас простенькие («Агаты», которые нам в свое время покупал завод), мы их поддерживаем в рабочем состоянии и продолжаем обучать ребят. И опять же, не все в этом возрасте способны работать на компьютерах.

Некоторые освобождены от работы на них даже по предписанию врача.

Часть детей теряется перед этой техникой, быстро утомляется, не может сосредоточиться.

Проанализировав в прошлом году состояние здоровья детей, мы пришли к выводу, что у нас 30 процентов детей с какой-то патологией, хроническими заболеваниями. Поэтому родителям надо серьезно задуматься над этим.

Корр.: Галина Александровна, а как у вас обстоят дела со штатом, полностью ли он укомплектован?

Г.А.: У нас только один учитель истории, а требуется два. Скоро должна уехать учительница младших классов и это тоже будет проблемой.

В школах Москвы не хватает учителей.

Нам говорят, что с января вступит в действие контрактная система.

С моей точки зрения такая система должна быть там, где есть выбор, где переизбыток учителей, а когда их не хватает, то какой контрактной системе может идти речь.

Учителя сейчас в очень сложной ситуации. У нас в основном женский коллектив и проблем у нас много, как у всех. Но если на предприятиях бывают какие-нибудь заказы, то в школах их нет, через базовую столовую мы тоже ничего не получаем, только завтраки и обеды для детей. Наши учителя-женщины ведут урок, а думают о том, что после занятий им уже ничего не удастся купить для своей семьи. Да и дети приходят в школу возбужденными, и все это не способствует нормальному учебному процессу.

Корр.: Вы говорили, что некоторые дети приходят в школу недостаточно подготовленными. А что делаете вы, чтобы родители знали, как готовить ребенка к школе?

Г.А.: Мы начинаем такую работу с ближайшим детским садом. Встречаемся там с родителями, рассказываем о требованиях школы. Но это не всегда дает результаты, так как некоторые родители считают, что школа это место, куда можно привести ребенка и не заниматься его воспитанием, считая, что это обязанность учителей, хотя это не совсем так. Ведь наша работа ведется только на определенном уровне и в определенное время. И если родители не развивают своего ребенка дома, не готовят его к школе, то это в основном их беда.

Сейчас многие детские сады ведут подготовительную работу с ребятишками. Но делают это каждый на своем уровне, каждый по своей программе. И поэтому получается, что, допустим, ребенок изучал иностранный язык еще в саду, а пришел в школу, и кроме него, языка никто не знает, так как детсадовская группа распалась и попала в разные школы. Все дети начинают с азов, а такому ребенку на уроке неинтересно, вот и возникают новые проблемы: как быть с таким учеником?

В этом отношении проще в новых микрорайонах, где существует учебно-воспитательный комплекс «детский сад - школа». Там практически все дети из сада переходят в ближайшую школу и с ними легче работать, так как можно использовать багаж знаний, заложенных в детском садике, а он у всех одинаковый.

Корр.: Раньше у ребят было стремление поступать в институт. Есть ли оно у теперешних старшеклассников?

Г.А.: Такое стремление есть в основном у мальчиков, так как это освобождает их на какое-то время от армии. Мы спрашивали ребят из 11-х классов об их планах. Пока мало кто из них сказал, что пойдет работать. Большинство хочет попробовать поступить в институты или техникумы. Надо сказать, что поступает в учебные заведения около 50 процентов наших учащихся.

© Средняя школа № 346 г. Москвы, 1997-2002, 2003, 2004